Государственный выпускной экзамен — одна из форм проведения государственной итоговой аттестации для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Его сдают особые категории обучающихся, которые по разным причина не могут сдать ЕГЭ или ОГЭ. Эти категории названы в соответствующих порядках проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденными приказами Минобрнауки России.
Согласно нормативным документам Министерства образования и науки России, к описанным выше категориям выпускников относятся следующие:
- Дети-инвалиды,
- Дети с ограниченными возможностями здоровья,
- Воспитанники закрытых учебно-воспитательных заведений среднего профессионального образования,
- Учащиеся, получающие образование в местах лишения свободы.
Государственный выпускной экзамен по своему формату отличается от ОГЭ тем, что он сдается только по двум базовым предметам: русскому языку и математике. Результаты обеих экзаменов оцениваются по пятибалльной системе. При этом государственный выпускной экзамен по русскому языку может быть сдан в виде сочинения или изложения (на выбор выпускника), а по математике — в виде десяти заданий различной сложности, которые предлагается выполнить в письменной форме.
Поиск репетитора по русскому языку или опытного репетитора по математике лучше начать как можно раньше, если ребенок отстает по этим предметам.
Результаты экзамена проверяются и оцениваются двумя преподавателями-экспертами, в случае расхождения мнения которых может быть назначена и третья независимая проверка.
Все эти задания разработаны с учетом требований учебной программы за девять классов средней школы. При этом на экзамене по русскому языку предлагается на выбор два вида заданий:
- Сочинение-рассуждение
- Изложение с творческим заданием.
Это позволяет проверить способность к логическому мышлению, уровень развития письменной речи, общую эрудицию, а в случае, если тема сочинения предполагает анализ художественного произведения — то и понимание его содержания и проблематики.